СДВГ – как проявляется синдром у детей и взрослых?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это одно из распространённых и комплексных неврологических расстройств, которое влияет на способность человека сосредотачиваться, контролировать импульсивные реакции, регулировать поведение. Часто СДВГ выявляется у детей, но его проявления сохраняются и у взрослых, влияют на работу, личную жизнь, качество существования. Этот синдром – не капризный характер или избыток энергии у ребёнка, а подтверждённое состояние, имеющее нейрофизиологические причины. Мозг людей с этим расстройством работает иначе: нарушена передача и переработка информации, что затрудняет управление вниманием, эмоциями, двигательным поведением.
Почему важно вовремя распознать и корректировать СДВГ
Ранняя диагностика и грамотно выстроенная система помощи меняет траекторию жизни человека с СДВГ. Если вовремя не заметить тревожные симптомы, это приведёт к накапливающимся трудностям, которые перерастут в проблемы в разных сферах жизни.
У детей, не получающих помощи, часто наблюдаются.
Трудности в обучении – они хуже усваивают школьный материал, часто не справляются с выполнением домашних заданий, допускают ошибки из-за невнимательности.
Проблемы с самооценкой – постоянные замечания от взрослых и неудачи в учёбе приводят к ощущению неполноценности и неуверенности.
Сложности в социальных контактах – дети с СДВГ кажутся «назойливыми» или «агрессивными», испытывают трудности в установлении дружеских отношений.
Склонность к рисковому поведению – приводит к действиям, нарушающим правила и социальные нормы.
Если расстройство остаётся без внимания и коррекции, то у взрослого оно перерастает в хронические проблемы:
- сложность удержаться на одной работе, частая смена профессий, неустойчивость в карьере;
- трудности в управлении личными финансами, импульсивные траты;
- высокий уровень тревожности, раздражительность, склонность к депрессии;
- напряжённые отношения в семье, социальной среде.
Но при вовремя начатом лечении, правильной тактике человек с СДВГ справляется с трудностями, реализовывает себя в разных сферах жизни.
Мы готовы помочь прямо сейчас:

Что такое СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это хроническое неврологическое расстройство, при котором страдают механизмы внимания, саморегуляции и контроля импульсов. Основная причина – нарушение обмена нейромедиаторов – химических веществ, передающих сигналы между нейронами в головном мозге. Это приводит к тому, что человеку сложно сосредоточиться на задаче, сдерживать эмоции, контролировать двигательную активность.
Расстройство проявляется по-разному, независимо от возраста. У детей оно выражается в бурной двигательной активности, а у взрослых – в проблемах с тайм-менеджментом, неспособности доводить дела до конца, постоянной внутренней тревоге. Симптомы смягчаются или усиливаются в зависимости от среды, уровня стресса, поддержки.
Особенности расстройства
СДВГ проявляется в трёх основных симптоматических группах.
Нарушение внимания. Человек с трудом сосредотачивается на одной задаче, быстро теряет интерес, часто отвлекается на внешние раздражители:
- звуки;
- движения;
- случайные мысли.
Он забывает поручения, теряет вещи, допускает ошибки по невнимательности, не завершает начатое.
Гиперактивность. Проявляется в постоянной потребности в движении – ребёнок не может спокойно сидеть на месте, ёрзает, бегает, вскакивает, даже если этого не требуют обстоятельства. Взрослые ощущают внутреннюю «неусидчивость», становятся чрезмерно разговорчивыми, ощущают потребность в постоянной занятости.
Импульсивность. Нет сдерживающих механизмов – это проявляется в поспешных решениях, прерывании собеседников, эмоциональных всплесках. Человек начинает действовать, не обдумывает последствия, а это приводит к разным трудностям – от проблем в общении до финансовых потерь.
Каждый случай СДВГ индивидуален: у одних преобладает невнимательность, у других – импульсивность или двигательное возбуждение. Комбинации различаются, меняются с возрастом.
Как проявляется СДВГ у детей
У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности проявления особенно ярко выражены в школьной и социальной среде.
- Затруднения с концентрацией. Ребёнку сложно долго удерживать внимание на уроках, он быстро отвлекается, пропускает важные моменты, забывает инструкции учителя.
- Физическая неусидчивость. Он часто встаёт с места, даже когда это неуместно, бегает по классу, перебивает учителя, не может спокойно играть или выполнять задания, требующие сосредоточенности.
- Импульсивное поведение. Ребёнок выкрикивает ответы, не дожидается своей очереди, вмешивается в разговоры, не соблюдает правила поведения, проявляет вспышки раздражения, гнева.
- Забывчивость, неорганизованность. Он часто теряет школьные принадлежности, забывает о домашних заданиях, не может структурировать своё время.
- Эмоциональная нестабильность. Настроение резко меняется – от возбуждённого и радостного до раздражённого, агрессивного без видимой причины.
Такие проявления вызывают непонимание сверстников и взрослых, что усугубляет внутреннее напряжение у ребёнка.
Признаки СДВГ у взрослых

С возрастом симптомы расстройства приобретают другие формы, но полностью не исчезают. У взрослых проявления часто маскируются под другие трудности: хроническую усталость, прокрастинацию, эмоциональные перегрузки. Но основные черты сохраняются.
Проблемы с организацией. Сложность в планировании дел, выполнении обязанностей, соблюдении сроков. Человеку трудно управлять своим временем, он часто опаздывает, забывает о встречах, обязанностях.
Эмоциональные сложности. Быстрая смена настроения, вспышки раздражительности, неустойчивость в эмоциональной сфере. Такие люди подвержены стрессу, тревожности, депрессии.
Импульсивность. Спонтанные решения, часто необдуманные поступки, рискованные действия. Это затрудняет личную жизнь, вызывает конфликты, финансовые трудности.
Проблемы на работе, в учёбе. Из-за быстрой утомляемости, рассеянного внимания взрослым с СДВГ сложно концентрироваться на однотипных задачах, следовать инструкциям, удерживать мотивацию.
Несмотря на все сложности, синдром не закрывает человеку путь к самореализации. Многие добиваются результатов в сферах, где ценятся нестандартное мышление, креативность, активность. Главное – вовремя диагностировать расстройство, подобрать стратегию коррекции.
Поведенческие и когнитивные особенности при СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это комплексное нейроповеденческое состояние, включающее множество специфических поведенческих и когнитивных характеристик. Эти особенности существенно влияют на жизнь человека в социуме, особенно в тех ситуациях, где необходима высокая степень самоконтроля, структурированность мышления, способность следовать установленным нормам.
Взаимодействие с окружающими, участие в коллективной деятельности, выполнение повседневных и рабочих обязанностей вызывают значительные трудности у человека с СДВГ именно из-за особенностей восприятия, реагирования, регуляции поведения.
Трудности с последовательностью действий
Одна из ярких и частых трудностей у людей с СДВГ – неспособность придерживаться логически выстроенной последовательности шагов при выполнении заданий. Человек упускает отдельные этапы, начинает выполнять действия в неправильном порядке или перепрыгивает от одного дела к другому, не завершает первое.
Мозг человека с СДВГ не удерживает структуру действий в фокусе внимания. Такая особенность проявляется в разных возрастах: школьники забывают выполнить часть домашнего задания, а взрослые затягивают выполнение рабочих проектов, перепрыгивают между задачами, упускают важные детали. Часто такая несобранность воспринимается как «невнимательность» или «леность», хотя это результат нейрокогнитивных процессов.
Проблемы с удержанием внимания на задачах
Ещё одна характерная черта – выраженная нестабильность внимания. Люди с СДВГ быстро теряют интерес к задаче, особенно если она требует продолжительной концентрации, не сопровождается моментальным вознаграждением или эмоцией. Им трудно удерживать фокус на однотипных, рутинных или монотонных действиях.
Даже если задача начата с энтузиазмом, со временем мотивация быстро угасает, внимание рассеивается, происходит переход к другому занятию. Это приводит к «размытости» продуктивности:
- множество начатых, но не завершённых дел;
- постоянное переключение между задачами;
- снижение общей эффективности;
- чувство фрустрации.
Сложности с выполнением инструкций
Выполнение многоступенчатых, объёмных или сложных инструкций становится настоящим испытанием для человека с СДВГ. Даже при хорошем понимании сути задания происходит утрата отдельных частей инструкции – внимание буквально «выпадает» в процессе восприятия или реализации указаний.
Часто человек начинает действовать преждевременно, не дослушивает инструкцию до конца, теряет нить после нескольких шагов. Из-за возникают ошибки, недоразумения, конфликты в рабочих, учебных, бытовых ситуациях. Это особенно заметно в среде, где требуется чёткое соблюдение регламентов или инструкций, например, в школе, на производстве, в административной работе.
Классификация СДВГ
Разнообразие проявлений синдрома позволило выделить три основных клинических типа. Каждый из них характеризуется преобладанием определённой группы симптомов. Понимание видов помогает более точно диагностировать расстройство, подобрать стратегию коррекции.
Тип с преобладанием дефицита внимания
У людей с этим типом нарушений главной трудностью становится неспособность сосредоточиться на задаче, сохранить концентрацию. Они кажутся мечтательными, «витающими в облаках», склонными к забывчивости, невнимательности. Такие люди часто теряют вещи, забывают важные даты, путают детали, испытывают сложности с организацией деятельности.
В отличие от гиперактивного типа, здесь нет выраженной двигательной активности – поведение внешне спокойное, но внутренне нарушена способность к последовательному мышлению, удержанию информации. Этот тип чаще встречается у девочек, что делает его менее заметным, реже диагностируемым в раннем возрасте.
Тип с преобладанием гиперактивности и импульсивности
Этот вариант обычно заметен в младшем возрасте. Ребёнок постоянно находится в движении, его сложно усадить, он разговаривает без остановки, перебивает, проявляет бурную реакцию на любые раздражители. Импульсивность проявляется в спонтанных поступках, не поддающихся предварительной оценке последствий.
У взрослых гиперактивность приобретает более завуалированную форму – она проявляется в виде внутреннего беспокойства, чувства «непоседливости», невозможности расслабиться или сосредоточиться на одном деле. Такой тип сопровождается сложностями с самоконтролем, принятием взвешенных решений.
Смешанный тип
Самая комплексная форма СДВГ, включающая симптомы обоих типов. В этом случае человек сталкивается с выраженной гиперактивностью, импульсивным поведением, рассеянным вниманием, слабой организованностью. Это создаёт особенно насыщенную клиническую картину, требует многоуровневого подхода к диагностике и терапии.
Смешанный тип проявляется у детей и взрослых, ассоциируется с наибольшим числом вторичных проблем:
- трудности в учёбе;
- социальная изоляция;
- эмоциональная нестабильность.
Клиническая картина
Распространённость СДВГ среди детей высока, причём мальчики сталкиваются с этим расстройством чаще, чем девочки. Это связано с тем, что у мальчиков гиперактивные проявления выражены ярче, более заметны окружающим. У девочек же часто преобладают внутренние проявления:
- невнимательность;
- рассеянность;
- пассивность.
Это делает диагностику сложнее. Первые признаки заметны уже в раннем детстве, но обычно диагноз устанавливается в возрасте от 8 до 10 лет, когда академическая нагрузка обостряет когнитивные трудности.
СДВГ не исчезает полностью с возрастом. У пациентов симптомы сохраняются и во взрослой жизни, пусть и в изменённой форме. Это хроническая прокрастинация, трудности с контролем эмоций, проблемы в планировании, повышенная тревожность или утомляемость.
Несмотря на то что нет специфических лабораторных и инструментальных маркеров, клиническое обследование выявляет определённые неврологические особенности, которые дополняют картину.
- Неловкость движений. Часто отмечается неуклюжесть, затруднения в координации движений, особенно при выполнении точных или мелких моторных действий.
- Слабо выраженные неврологические симптомы. Они включают минимальные двигательные или координационные отклонения, не мешающие повседневной жизни, но указывающие на особенности работы нервной системы.
- Перцептивно-моторные дисфункции. Это расстройства, при которых нарушается связь между восприятием и движением – например, ребёнок слышит инструкцию, но неправильно её воспроизводит в действии, теряет пространственную или временную ориентацию.
Диагностика
Обычно родители или педагоги обращают внимание на поведенческие и когнитивные трудности у ребёнка в возрасте 8–10 лет – это период, когда повышаются требования к самоконтролю, внимательности, организованности, способности соблюдать правила. Пациент сталкивается с академическими и социальными вызовами, которые обнажают особенности, характерные для СДВГ. Средний возраст первичного обращения к специалисту приходится на этот диапазон. Признаки синдрома появляются раньше – уже в дошкольном возрасте, особенно если ребёнок растёт в среде с высокими требованиями к дисциплине.
Один из основных этапов диагностики – детальное клинико-анамнестическое интервью с родителями. Специалист уточняет информацию о течении беременности, осложнениях при родах, особенностях послеродового периода, раннем психофизическом, речевом развитии, качестве сна, питания. Важна информация о внутрисемейных отношениях, стиле воспитания, уровне тревожности, эмоциональном фоне в семье. Эти данные помогают определить вероятные причины формирования симптомов, позволяют исключить влияние внешних стрессогенных факторов.
Клинические критерии DSM-V. Это международно признанная система классификации психических расстройств, описывающая диагностические критерии СДВГ в виде трёх компонентов:
- дефицит внимания;
- гиперактивность;
- импульсивность.
Для постановки диагноза нужно не менее шести симптомов, которые должны сохраняться на протяжении 6 месяцев, проявляться в разных ситуациях и вызывать нарушение повседневной деятельности (например, в школе, дома, в общении со сверстниками).
Психологическое тестирование. Применяются стандартизированные методики для объективной оценки познавательных, речевых и моторных функций, уровня внимания, памяти, эмоциональной сферы, особенностей поведения. Часто используются:
- шкала интеллекта Векслера;
- тест Струпа (оценивает способность к концентрации, подавлению автоматических реакций);
- Висконсинский тест сортировки карточек (исследует когнитивную гибкость);
- задания на устойчивость внимания, скорость переключения между задачами.
Дополнительно анализируются школьные тетради, рисунки, поведение при выполнении заданий. Информативны опросники, заполняемые родителями и учителями, – они помогают оценить проявления симптомов в разных социальных контекстах.
Электроэнцефалография (ЭЭГ). ЭЭГ даёт возможность изучить биоэлектрическую активность головного мозга, выявить функциональные особенности, характерные для детей с СДВГ. Часто обнаруживается преобладание медленных волн, признаки функциональной незрелости корковых структур, повышенная судорожная активность.
Особенно информативна ЭЭГ с когнитивной нагрузкой, когда исследуется активность мозга при решении задач. Это позволяет глубже понять нейрофизиологическую основу нарушений внимания, саморегуляции.
Лечение СДВГ
Цель терапии при синдроме дефицита внимания и гиперактивности – снижение выраженности симптомов и помощь ребёнку в развитии адаптационных механизмов, формировании позитивного отношения к себе, улучшении качества жизни, отношений с окружающими. Для достижения этих целей применяется мультидисциплинарный подход, включающий участие врачей-неврологов, психологов, психотерапевтов, логопедов, педагогов и родителей.
Коррекция поведения. Поведенческая терапия направлена на формирование положительных навыков, постепенное устранение проблемных форм поведения. Эффективной оказывается система поощрений за желаемые действия. Не менее важны чёткий распорядок дня, создание спокойной, организованной среды, соблюдение режима сна, питания.

Двигательная активность должна быть направлена в конструктивное русло:
- полезны регулярные прогулки;
- плавание;
- велосипед;
- лыжи.
Следует избегать перегрузок, соревнований, избыточной стимуляции. Важно создавать ситуации, в которых ребёнок почувствует успех, укрепит мотивацию, самооценку.
Психотерапия. Используются когнитивно-поведенческие методики, позволяющие детям научиться осознавать свои реакции, контролировать поведение. Важную роль играет семейная психотерапия, особенно при конфликтах, непоследовательном воспитании или хроническом стрессе в семье. Тренинги для родителей помогают развить эффективные способы взаимодействия с ребёнком, избегать наказаний, усиливающих деструктивное поведение.
Медикаментозное лечение. Назначается только при выраженных симптомах или если нет эффекта от других методов. Используются препараты из группы психостимуляторов (в странах, где они разрешены), мягкие антипсихотики, антидепрессанты, ноотропы, противосудорожные средства. Длительность курса составляет несколько лет, при этом необходим регулярный контроль состояния, коррекция дозировок, наблюдение за побочными эффектами.
Аппаратные методы. ЭЭГ-БОС-терапия и Томатис-терапия относятся к современным немедикаментозным методам коррекции, способствующим формированию саморегуляции, улучшению когнитивных функций.
Метод транскраниальной микрополяризации (ТКМП) направлен на нормализацию функционирования мозговых структур за счёт воздействия слабых электрических импульсов. Эти методы вспомогательные, но способны повысить эффективность комплексного лечения.
Прогноз считается благоприятным при раннем начале вмешательства и соблюдении комплексного плана коррекции. Примерно у 50% детей симптомы СДВГ к подростковому или молодому взрослому возрасту уменьшаются или исчезают, особенно при активном участии семьи и специалистов в коррекции.
Но есть вероятность сохранения отдельных проявлений – импульсивности, трудностей со вниманием и социальной адаптацией. Такие взрослые испытывают сложности в обучении, карьере, межличностных отношениях, особенно без поддержки и понимания.
Профилактика СДВГ начинается ещё до рождения ребёнка. Необходимо снижать воздействие неблагоприятных факторов:
- контролировать течение беременности;
- избегать стрессов и инфекций;
- обеспечить благоприятный родовой процесс.
После рождения важны эмоциональная стабильность в семье, чуткое отношение к потребностям ребёнка, адекватное развитие навыков общения и поведения. Внимание, забота, поддержка, терпение взрослых – главные ресурсы в профилактике СДВГ.
- Е.В. Осипова. Особенности взаимоотношения метаболических реакций и функциональной активности головного мозга детей с СДВГ. Журнал. Acta Biomedica Scientifica. –2005.
- Собенников В.С. Соматоформные, депрессивные и тревожные расстройства // Российский психиатрический журнал. - 2000, № 6. - С. 27-33
- Шабанов П. Д., Лебедев А. А., Мещеров Ш. К. и др. Роль дофамина в формировании эмоционального поведения // Обзоры по клин. фармакологии и лекарственной терапии. — 2003. — Т. 2, № 1. — С. 23-45.
Эта проблема знакома вам?
Где бы вы ни были — мы решим её!
Получите помощь
прямо сейчас!